Будет интересно

Доплата за эффективность труда учителя

Учителя, работающие в поселках, деревнях или селах, получают доплаты стимулирующего характера в тех же размерах, что и их городские коллеги. Однако их размер бывает намного меньше, поскольку бюджет села или поселка, как правило, небольшой.

Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, вступивший в действие в 2012 году, в п. 8 ст. 47 устанавливает дополнительные компенсационные надбавки и льготы учителям в сельских школах:

  • помощь в получении квартиры или дома;
  • льготы для оплаты услуг ЖКУ;
  • единовременное пособие для адаптации в новом месте проживания.

Также, если преподаватель лишь ездит в сельскую школу, чтобы вести занятия, но не живет в этом населенном пункте, ему могут частично компенсировать затраты на проезд.

Критерии выплат для педагогических работников в 2020 году урегулированы законом лишь частично. Образовательные учреждения, исходя из возможностей своего финансирования, утверждают форму оценочных листов для преподавателей. На их основании и выплачивается вознаграждение самым активным учителям.

Содержание:

Стимулирующие выплаты к заработной плате педагогическим работникам образовательных учреждений

В целях поощрения педагогических работников образовательных учреждений за выполненную работу педагогическим работникам образовательных учреждений могут предусматриваться различные виды выплат к заработной плате стимулирующего характера, например:

  • стимулирующие выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
  • стимулирующие выплаты за качество выполняемых работ;
  • стимулирующие выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
  • премиальные выплаты по итогам работы.

Нормативных правовых требований к стимулирующим выплатам к заработной плате педагогическим работникам образовательных учреждений немного:

  • в основном, это общеправовые требования и принципы (запрет дискриминации, и подобные ему);
  • однако именно к системе стимулирующих выплат к заработной плате устанавливаются многочисленные политические, управленческие рекомендации, например, такие, как в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р.

Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р «О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 гг.» (ред. от 14.09.2015).

Даная Программа ставила перед образовательными учреждениями многоплановые задачи:

  • отказа от контрпродуктивных стимулирующих выплат за показатели, которые носят общий и формальный характер таких, например, как «добросовестное выполнение трудовых обязанностей» и замена их на стимулирующие показатели, имеющие конкретные измеримые параметры;
  • исключения из числа стимулирующих таких выплат к заработной плате, которые фактически применялись в качестве гарантированной части заработной платы работника (в том числе педагогического);
  • обеспечения оптимального с точки зрения принципов оплаты труда распределения фонда оплаты труда:
    • на гарантированную часть заработной платы — оплата за должность и
    • на стимулирующую часть заработной платы — оплата за достижения показателей качества, результативности, эффективности,

т.е. обеспечение справедливой дифференциации в оплате труда педагогическим работникам образовательных учреждений.

Основания назначения стимулирующих выплат к заработной плате педагогическим работникам образовательных учреждений

Основанием назначения стимулирующих выплат к заработной плате педагогическим работникам образовательных учреждений является:

  • достижение педагогическим работником определенного качества труда, результатов труда,
  • но не сам факт выполнения той или иной трудовой обязанности.

Выплаты стимулирующего характера к заработной плате педагогическим работникам, критерии и условия их назначения, порядок осуществления и периодичность, размеры:

  • определяются локальным нормативным актом образовательного учреждения, устанавливающим систему оплаты труда,
  • либо коллективным договором.

При этом рекомендуется предусматривать участие коллегиальных органов управления образовательных учреждений в установлении порядка и условий осуществления выплат стимулирующего характера:

  • формами участия могут выступать — принятие правовых актов, согласование содержания правовых актов либо выражение мнения о содержании правовых актов, регламентирующих порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера;
  • возможно принятие решений об установлении выплат стимулирующего характера.

Формы участия коллегиальных органов управления образовательных учреждений в установлении порядка и условий осуществления выплат к заработной плате стимулирующего характера определяются в соответствии с положениями устава образовательного учреждения:

  • положения документов о системе оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений в этом случае должны соответствовать той компетенции коллегиальных органов управления образовательным учреждением, которая закреплена в его уставе.

В случае, если установленная уставом компетенция коллегиальных органов управления не предполагает полномочий в сфере определения стимулирующих выплат педагогическим работникам в образовательном учреждении:

  • включение соответствующих полномочий в локальные нормативные акты, коллективные договоры (соглашения), определяющие систему оплаты труда педагогических работников в образовательном учреждении, возможно после внесения изменений в его устав.

При установлении выплат стимулирующего характера к заработной плате педагогическим работникам образовательного учреждения рекомендуется учитывать:

  • успешное и добросовестное исполнение педагогическим работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде;
  • инициативу и применение в работе современных форм и методов организации труда;
  • качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью образовательного учреждения;
  • выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса или уставной деятельности образовательного учреждения;
  • качественную подготовку и своевременную сдачу отчетности;
  • участие педагогического работника в выполнении важных работ, мероприятий.

Рекомендуется устанавливать стимулирующие выплаты к заработной плате педагогическим работникам образовательного учреждения:

  • при достижении показателей эффективности деятельности педагогического работника:
  • при установлении стимулирующих выплат может учитываться как индивидуальный, так и коллективный результат труда;
  • конкретный результат труда, достижение которого влечет назначение стимулирующих выплат, определяется каждым образовательным учреждением самостоятельно, с учетом требований к деятельности образовательного учреждения, стоящих перед ним задач развития, особенностей его деятельности.

Показатели эффективности деятельности педагогического работника в соответствии с законодательством рекомендуется формировать:

  • на основе показателей эффективности деятельности образовательного учреждения,
  • показателей качества и объема оказываемых государственных услуг (выполнения работ) и
  • устанавливаются локальным нормативным актом образовательного учреждения, определяющим систему оплаты труда, либо коллективным договором.

Образовательное учреждение обеспечивает выполнение поставленных перед ним задач в части достижения показателей эффективности собственной деятельности, в том числе, и посредством установления системы стимулирующих выплат к заработной плате педагогическим работникам.

Условия назначения выплат к заработной плате педагогическим работникам стимулирующего характера

Разработку показателей и критериев эффективности деятельности педагогического работника законодательство рекомендует осуществлять с учетом следующих принципов:

  • объективность – размер вознаграждения педагогического работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда, а также за достижение коллективных результатов труда;
  • предсказуемость – педагогический работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда, а также за достижение коллективных результатов труда;
  • адекватность – вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого педагогического работника в результат коллективного труда;
  • своевременность – вознаграждение должно следовать за достижением результатов;
  • прозрачность – правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому педагогическому работнику.

При определении условий назначения выплат к заработной плате педагогическим работникам стимулирующего характера локальным нормативным актом образовательного учреждения, устанавливающим систему оплаты труда, либо коллективным договором рекомендуется устанавливать:

  • требования к документам, подтверждающим достижение показателя эффективности,
  • дату начала осуществления выплаты к заработной плате за достижение показателя эффективности,
  • продолжительность осуществления выплаты,
  • периодичность ее осуществления,
  • размер либо порядок определения размера выплаты,
  • и иные условия осуществления выплаты.

Регламентация вопросов назначения стимулирующих выплат к заработной плате педагогическим работникам в образовательном учреждении должна быть:

  • полной, ясной, конкретной, и
  • по возможности исключать возможности конфликтов в таких вопросах, как:
    • факт достижения показателя эффективности педагогическим работником,
    • наличие права на получение стимулирующей выплаты педагогическим работником,
    • размер стимулирующей выплаты, который должен быть назначен педагогическому работнику, и в иных подобных вопросах.

Размеры стимулирующих выплат педагогическим работникам

Размеры стимулирующих выплат педагогическим работникам могут устанавливаться:

  • как в абсолютном значении,
  • так и в процентном отношении к окладу (должностному окладу).

Локальным нормативным актом образовательного учреждения, устанавливающим систему оплаты труда педагогическим работникам, либо коллективным договором может быть определен:

  • как конкретный размер стимулирующей выплаты,
  • так и порядок расчета размера стимулирующей выплаты, исходя из:
    • размера фонда оплаты труда,
    • показателей эффективности, достигнутых коллективом образовательного учреждения за соответствующий период, и иных обстоятельств.

Примером установления порядка расчета размера стимулирующих выплат может служить:

  • балльная система распределения фонда стимулирующих выплат,
  • в рамках которой достижению конкретных показателей эффективности присваивается конкретное условное число баллов,
  • после чего размер стимулирующей выплаты («стоимость балла») для педагогического работника определяется, исходя из общего количества баллов, набранных коллективом педагогических работников за определенный период, и фонда стимулирующих выплат за данный период.

Преимуществом бальной системы распределения фонда стимулирующих выплат является:

  • отсутствие проблем с распределением фонда оплаты труда.

Недостатком бальной системы распределения фонда стимулирующих выплат является:

  • отсутствие предсказуемости размера стимулирующей выплаты для педагогического работника.

В случае, когда достижение конкретного показателя эффективности влечет назначение стимулирующей выплаты в конкретном, заранее определенном, размере:

  • система стимулирования в образовательном учреждении является существенно более предсказуемой для педагогического работника.

Однако на уровне образовательного учреждения в этом случае может возникнуть сложность с планированием расходования фонда стимулирующих выплат:

  • основанная на том, что факт достижения показателя эффективности педагогическими работниками нельзя запланировать с точностью.

Максимальный размер стимулирующих выплат в отношении педагогических работников образовательного учреждения, не относящихся к категории руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера:

Перечень показателей эффективности деятельности педагогических работников для установления стимулирующих выплат к заработной плате

В качестве примера приведем перечень показателей эффективности деятельности педагогических работников для установления стимулирующих выплат к заработной плате:

  • качественное проведение учебных занятий с обучающимися с использованием современных технологий и средств обучения, использование инновационных технологий (в т.ч. мультимедийных и других компьютерных и телекоммуникационных технологий) в образовательном процессе;
  • разработка и внедрение в образовательный процесс образовательных программ (частей образовательной программы), новых инновационных и информационных технологий, методик преподавания, ресурсов для электронного и дистанционного обучения;
  • качественные организация и проведение воспитательной и внеучебной работы с обучающимися;
  • достижение обучающимися высоких результатов в олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, физкультурных и спортивных мероприятиях;
  • наличие опубликованных монографий, подготовленных с участием педагогического работника, наличие публикаций статей в профессиональных и рецензируемых научных журналах, индексируемых журналах;
  • наличие опубликованных учебников и учебно-методических пособий, подготовленных с участием педагогического работника;
  • интенсивность работы в период приемной кампании и качественное проведение нового набора;
  • интенсивность работы в период подготовки и проведения олимпиад, семинаров, конференций, культурно-массовых, спортивных и иных значимых мероприятий учреждения и качественное их проведение;
  • высокое качество выполнения проектов, реализуемых в рамках приносящей доход деятельности образовательного учреждения, в том числе организации, руководства выполнением таких работ;
  • интенсивность участия и высокое качество работы по организации сотрудничества образовательного учреждения с другими образовательными учреждениями, организации международного сотрудничества, включая реализацию совместных проектов;
  • получение наград, установленных локальными нормативными актами образовательного учреждения в связи с качеством выполнения педагогическим работником должностных обязанностей;
  • высокие результаты анкетирования обучающихся или иных форм рейтингов, проводимых образовательным учреждением;
  • организация и проведение олимпиад, семинаров, конференций, культурно-массовых, спортивных и иных значимых мероприятий.

Перечень показателей эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений для установления стимулирующих выплат к их заработной плате

Примерный перечень показателей эффективности деятельности педагогических работников из числа руководителей структурных подразделений для установления стимулирующих выплат к заработной плате:

  • достижение ключевых показателей эффективности деятельности структурного подразделения образовательного учреждения;
  • увеличение объема полученных образовательным учреждением средств от приносящей доход деятельности его структурного подразделения;
  • улучшение результатов освоения поступающими на места в пределах контрольных цифр приема образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании;
  • рост средней заработной платы педагогических работников структурного подразделения;
  • высокое качество организации и проведения мероприятий, направленных на повышение авторитета и имиджа образовательного учреждения;
  • получение наград, установленных локальными нормативными актами образовательного учреждения в связи с качеством выполнения педагогическим работником должностных обязанностей.

Резюме

Таким образом, образовательные учреждения обладают большим спектром полномочий для определения такой системы стимулирующих выплат к заработной плате педагогических работников, которая:

  • обеспечит наилучшее достижение образовательным учреждением тех результатов,
  • которые представляют для образовательного учреждения первоочередные задачи.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу

Система образования

Источник: https://moiprava.info/obrazovanie/prava-pedagogicheskikh-rabotnikov/694-stimuliruyushchie-vyplaty-k-zarabotnoj-plate-pedagogicheskim-rabotnikam-obrazovatelnykh-uchrezhdenij

Порядок начисления и выплаты стимулирующих надбавок

По школе издается приказ о создании комиссии, осуществляющей исследование, обсуждение поступивших материалов от учителей, итогов мониторинга профдеятельности специалистов и принятие решений о равноценности, целесообразности вознаграждения.

Каждый параметр соответствует определенному максимуму баллов. Комиссия по итогам рассмотрения документов оформляет оценочный лист, утверждает на заседании.

В случае несогласия претендента с оценкой комиссии он имеет право обжаловать оценочный документ. Поводом для пересмотра является нарушение методов мониторинга, повлекших необъективное заключение о качестве профессиональных действий.

Согласованный оценочный лист комиссия вносит в протокол о денежных доплатах, который подписывает председатель и члены рабочего совета. На основании удостоверенных документов издается приказ по учреждению за полугодие по персональным поощрениям, которые выплачиваются вместе с зарплатой ежемесячно.

Чтобы определить размер стимулирующих доплат персонально каждому учителю, расчет ведется следующим образом:

  • подсчитывается количество баллов каждого педагога за проработанный период, накопленных в ходе мониторинга;
  • находится общее число (сумма) очков всех претендентов;
  • определяется стоимость балла (в рублях) путем деления стимулирующей доли ФОТ на общее число очков;
  • размер поощрения находится умножением денежной стоимости на количество очков каждого преподавателя.

Порядок начисления стимулирующих выплат

Выплаты осуществляются в соответствии с внутренним распределением согласно уставу учебного заведения, где имеется информация о налоговых вычетах с зарплаты и премиальной части.

Относительно сельских школ существует такое же финансирование для поощрительных доплат педагогам. Фонд выделяется из бюджетной части сельского поселения.

При поступлении денежных средств непосредственно на баланс школы руководитель занимается распределением надбавки между педагогами. В случае обнаружения нерационального использования денег на поощрительные доплаты из бюджета района педколлектив может обращаться в Министерство образования с вопросом об урегулировании нарушения.

Целью социальных поощрений для педагогических кадров является активизация их, побуждение к повышению уровня знаний, интереса к учебе своих учеников. К тому же эта мера позволяет надеяться не на малый оклад, а на хорошую достойную зарплату.

Педагоги, работающие в детских садах или в младших классах и подготовительных группах, также могут получать дополнительные выплаты как вознаграждение. Право на получение денежных доплат предоставляется по итогам проводимых детских мероприятий, по количеству организованных кружков для детей, по занятости учителя на факультативах, в разработке программ обучения.

О законодательстве в области образования и науки смотрите это видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Порядок назначения стимулирующих выплат для учителей

Хорошее образование – фундамент надежного будущего не только ребенка, но и всего государства в целом. Основная тяжесть образовательного процесса ложится прежде всего на учителей. Чем выше профессиональный уровень педагога, тем лучше результат. С целью заинтересованности учителей в более продуктивной работе разработаны стимулирующие доплаты.

Что такое стимулирующие выплаты для учителей

Фонд оплаты труда педагогов включает базовую, компенсационную и стимулирующую части.

Базовая оплата преподавателей – это гарантированная выплата за выполненный объем работы в соответствии с квалификационной категорией работника: выработанные часы, ведение классного руководства, проверка тетрадей, поддержание кабинета и пр. Базовая часть носит фиксированный характер.

Компенсации педагогам выплачиваются за ненормированный режим работы, за труд во вредных условиях (например, учителя химии), за работу в специализированных классах, в тяжелых климатических условиях (районы Крайнего Севера и др.).

Стимулирующие выплаты – это вознаграждение работника за хорошие результаты трудовой деятельности. Размер доплат конкретному работнику периодически пересматривается в зависимости от показанных им результатов. Такая мотивация способствует снижению текучести кадров и привлечению квалифицированных специалистов.

Правовые основы стимулирующих выплат для педагогов

В соответствии с трудовым правом порядок расчета заработной платы работникам государственных и муниципальных учебных заведений закрепляется в коллективном договоре и внутренних нормативно-правовых актах в соответствии с действующим законодательством (ст. 135, 144 ТК РФ). Система начисления стимулирующих выплат работникам образования определена методическими рекомендациями, разработанными Минобрнауки РФ. Данное положение выделяет критерии для назначения премирования работника. Основы расчета надбавок прописываются в трудовом договоре сотрудника.

ВАЖНО! Порядок начисления дополнительных выплат должен быть простым и понятным работнику.

Критерии для назначения выплат

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки выделяются следующие критерии по стимулирующим выплатам учителям:

  • стаж работы без разрывов (декретный отпуск включается в общий стаж);
  • квалификационная категория;
  • качество – показатель может оцениваться как процентное соотношение числа детей с хорошими и отличными результатами к общему числу учеников;
  • успеваемость – определяется в виде процентного соотношения числа детей с положительными, хорошими и удовлетворительными оценками к общему количеству учеников;
  • высокие показатели работы – призовые места учеников в олимпиадах, в конкурсах научно-исследовательских работ местного и государственного уровня, конференциях, высокие баллы по итоговой аттестации выпускников, министерские грамоты преподавателя и пр.;
  • интенсивность педагогической деятельности – внеклассная работа с учениками в виде походов, экскурсий, спортивных мероприятий, работа с родителями (в частности, контроль неблагополучных семей), регулярное повышения уровня квалификации посредством спецкурсов и т.д.

Первые два критерия в соответствии с методическими рекомендациями носят постоянный характер для всех работников образовательных учреждений.

Воспитатели дошкольных организаций могут рассчитывать на дополнительное вознаграждение за разработку и внедрение программ воспитания и развития ребенка, количество дополнительных занятий (кружков) и их результативность.

ВАЖНО! По инициативе директора учебного заведения могут быть назначены дополнительные критерии поощрения сотрудников. Однако показатель должен быть четким, подлежащим расчету. Например, нельзя подсчитать количественное выражение добросовестности труда.

При определении критериев мотивации работника необходимо соблюдать условия:

  • объективность – педагог должен получать объективную оценку труда;
  • своевременность – при достижении конкретного результата вознаграждение должно быть получено в ближайшее время;
  • разумность – размер увеличения заработной платы педагога должен быть адекватным проделанной работе;
  • информированность – сотрудники должны быть ознакомлены с введением нового критерия и размером выплат за его достижение индивидуально либо педагогическим коллективом в целом.

К стимулирующим выплатам могут быть отнесены разовые премии по итогам работы за учебный год.

Размер выплат

Конкретная сумма стимулирующих выплат педагогам не закреплена на законодательном уровне. Премии и поощрения финансируются в школах и садах за счет средств местного бюджета, предоставляемых в распоряжение руководства организации. На основе принятой в заведении системы оценки показателей труда денежные средства распределяются между сотрудниками.

ВАЖНО! Размер оплаты одного и того же критерия в разных учебных организациях может сильно различаться, в зависимости от имеющегося бюджета.

Порядок назначения и расчета

Порядок определения и назначения дополнительных начислений к зарплате педагога включает несколько этапов:

  1. Педагог заполняет оценочный лист – документ, в котором перечислены принятые в образовательном заведении показатели качества труда с указанием количества баллов за его достижение. Чем больше баллов в сумме получит работник, тем выше надбавка к зарплате.
  2. Созданный в учреждении совет по контролю и распределению стимулирующих выплат тщательно изучает оценочные листы сотрудников и корректирует их в случае необходимости.
  3. Баллы суммируются по всему педагогическому коллективу.
  4. Средства, предназначенные для премирования, делят на общее число баллов. Так определяется стоимость одного балла.
  5. Подсчитывается сумма премирования индивидуально для каждого педагога путем умножения стоимости балла и количества баллов в соответствии с оценочным листом.
  6. Директором издается приказ о премировании сотрудников с поименным списком и размером надбавок.

Периодичность пересмотра размера дополнительных начислений определяется индивидуально в каждом образовательном заведении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *